(4932) 936-936

Статьи Другие статьи

Развитие ребенка в первый год жизни

Встреча "Клуба ответственного родительства"

Вот оно счастье: мама наконец-то дома со своим ненаглядным свертком! Его разворачивают, и вся семья видит крошечного человечка, который пока никак не реагирует на свою довольную родню. Что с ним делать? Нет, конечно, понятно, кормить нужно, мыть и прочее. А слышит ли он нас? Видит ли? Понимает ли? Что влияет на его развитие? Этого многие родители не знают. Поэтому встреча с перинатальным психологом и сказкотерапевтом Галиной Шуваловой в рамках «Клуба ответственного родительства» для них была крайне интересна. Встреча состоялась в «Читай-городе» 24 января. Мы постараемся записать некоторые тезисы из рассказа Галины, для тех, кому не удалось попасть на беседу. 

РАЗГОВАРИВАТЬ 
Мама – тот человек, который больше всех находится с младенцем в первые месяцы его жизни. И ей ни в коем случае нельзя молчать! С крохой необходимо разговаривать, хотя бы комментировать то, что вы с ним делаете. Мама не просто говорит малышу: «А кто это у нас плачет? У сыночка пеленка сырая! Сейчас мы ее заменим, и все будет хорошо» и т.п. Она делает это с особыми интонациями, ласковым голосом, растягивая гласные звуки. У такой речи есть даже название - «бэби-ток» (baby talk). При помощи такого «бэби-тока» может говорить и бабушка, сестренка, папе немного сложнее – у него голос грубее, но ничего. Главное, что слышит малыш во всей этой речи – он хороший, любимый! Для его развития сейчас это самое главное.

ПЕТЬ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ 
Роль колыбельной песни, оказывается, гораздо масштабнее, чем просто уложить ребенка спать. Такие песни, как правило, поются в комфортной для ребенка обстановке (приглушенный свет, близость мамы, возможно, у нее на руках, успокаивающий голос), создается некая гипнотическая ситуация. В текстах колыбельных песен, даже самых простых, заложены некие культурные коды, в них – рассказ о мире, о месте ребенка в этом мире, его будущем и т.д. Не стоит бояться и слов про «серого волчка», который «утащит за бочок» - на подсознательном уровне они обозначают ребенку границы безопасности. Причем, нужно знать, что песни типа «Спи, моя радость, усни» - это просто песня о сне. Колыбельная песня обладает особым строем, который помогает успокоить ребенка, создать атмосферу комфорта, убаюкать. Так что лучше поискать тексты народных колыбельных. 

РАССКАЗЫВАТЬ ПОТЕШКИ, ПЕСТУШКИ и т.д. 
Малыш растет, и такие вещи, как потешки и пестушки, помогают осваивать ему окружающий мир. Пестушки сопровождают уходовые действия («Водичка-водичка, умой мое личико!»), а потешки становятся частью игры («По кочкам-по кочкам»…). Легкие веселые стишки очень развивают мозг ребенка, помогают ему усваивать знания о мире. 

РАДОВАТЬ 
Когда нам хочется получать и усваивать новую информацию, воспринимать этот мир и людей? Когда у нас хорошее настроение! Так вот, ребенку необходимо чаще находиться в приподнятом состоянии, быть на позитиве. Он должен учиться положительным эмоциям. Именно так у вас вырастет «солнечный человечек». В первый год жизни главный учитель для малыша – его мама. И ее главная задача – эмоциональная: самое важное, что она должна показать своему ребенку – то, что ему рады. 
Помните, до 3 месяцев у крохи нет понятия «каприз». Если он плачет, значит, ему действительно, что-то от вас нужно. Иногда бывает достаточно просто подойти к малышу, погладить, а порой нужно взять и на руки, войти в контакт. Кстати, это работает и в более старшем возрасте: если ребенок возбужден, плачет, кричит, попробуйте взять его на руки (оторвать от пола, лишить «поддержки»), прижать к себе. Не нужно при этом стыдить ребенка, говорите спокойным голосом. 
Считается, что до трех лет у ребенка должен быть «персональный взрослый» - который решает его проблемы, помогает ему и т.д. Обычно это мама. Садик не заменит эту потребность. 

ДВИГАТЬСЯ 
Когда ребенок начинает ползать, ему важно познавать мир через движение. В этот период хороши игры вроде «Ладушки-ладушки», будут восприняты механические игрушки. Первая развивающая среда для ребенка – это место, где он живет. Родители должны сделать это пространство максимально безопасным. Кстати, уже в три месяца малыша можно положить на одеяле на пол – там он никуда не денется, не упадет и увидит что-то новое, пока вы занимаетесь делами рядом с ним. 

НЕ ПЕРЕГРУЖАТЬ ЗНАНИЯМИ 
Структура мозга развивается постепенно, поэтому нельзя форсировать события и нагружать ребенка занятиями в раннем возрасте. Гораздо важнее, чтобы у него сформировалась эмоциональная сфера. Окончательно она формируется к 7 годам. Если с ребенком все эти годы общались, то он многое может, в том числе сказать о своем состоянии, описать свои чувства. К сожалению, в России большой процент взрослых людей не может этого сделать, их эмоциональная сфера остается недоразвитой, что вызывает массу проблем в жизни. 

P.S. Участвовавшая в этой встрече специалист раннего развития компании «Умница» Елена Пилина рассказала о методиках, которые хорошо применять в семье для развития ребенка. Она показала конкретные продукты, которые помогут занять малыша любой маме с пользой для ребенка. И все же главной мыслью Елены было: лучше заниматься безо всяких методик, но с ХОРОШИМ настроением, чем нервничать, используя пусть хорошие методики. Залог пользы любых занятий – позитивно настроенные мама и ее малыш.
Назад к списку статей
Текст: Татьяна Хейфец
Фото:
Видео:

Комментарии

Пока комментарии отсутствуют, но Вы можете стать первым

Вам необходимо
зарегистрироваться или авторизоваться
Запомнить меня
Напомнить пароль