(4932) 936-936

Статьи Другие статьи

Дети и театр

Зачем водить малыша в театр и театральную студию

Есть детки, о которых даже незнакомые люди могут сказать: «Будущая звезда кино!» или «Его ждет театр!» Такие обожают играть на публику, всегда что-то выдумывают и изображают. А есть тихони, которым и стишок прочитать перед другими боязно. И тем, и другим полезны «театральные» занятия - уверен режиссер со стажем и папа четверых детей Максим Евстифеев, он же руководитель детской театральной студии «Солнечное сплетение» и детского клуба «Капитан Клюквин».

- Вести малыша в театр на представление и вести малыша в театральную студию на занятия – это принципиально разные вещи? Во сколько лет нужно делать то и другое? Почему?

 - Благодаря знаменитому документальному фильму «Старше на 10 минут» Герца Франка, мы десять минут наблюдаем за ребенком, который смотрит представление в кукольном театре. Глаза невозможно отвести - у мальчика потрясающие душевные переживания, палитра эмоций! Он восхищается, удивляется, пугается, сердится, радуется, сопереживает. Это чудесная сила искусства, фантазии, сотворчества. Конечно, мальчик на этом представлении был полноправным творцом представления. И на прекрасных спектаклях, например, нашего ивановского потрясающего театра кукол, детей питает энергия добра.
А когда дети приходят на занятия в театральную студию, они попадают в стихию игры. Это счастье. Острое переживание своих неисчерпаемых возможностей. Больше всего детям нравится импровизировать. Спрашиваю: кем вы хотите сегодня быть? – Феей, волшебником, лесным царем, фениксом, крылатым пони, чудесным индейцем – кого только не придумывают дети! И потом мы начинаем играть. Я рассказываю какую-то историю, мы ее немедленно разыгрываем, дети включаются, дополняют меня, предлагают свои варианты. Истории получаются сложные, с кучей ответвлений от главного сюжета, но это и прекрасно. Игры наши, занятия прихотливы, как сама жизнь. И, конечно, дети учатся общаться, взаимодействовать, чувствовать возможности своего духа и тела.
Заниматься в театральной студии можно начинать тогда же, когда смотреть спектакли в театре. Каждому возрасту – свои спектакли, и свои игры-занятия. То есть, три-четыре года, например, - это подходящий возраст для начала занятий в студии. Детки помладше могут участвовать в тематических представлениях с родителями.

teatr1.jpg

- Самый любимый вид театра у детей, по вашему опыту?

- По моему опыту, самый любимый детьми театр - это когда ребенок может воплотить свои фантазии. Стать во время игры кем-то другим, вообразить себя в иных условиях, в другом времени и пространстве. Самый восхитительный театр тот, который возникает, когда ребенок активирует свое воображение.

- Каковы «побочные» эффекты занятий с детьми театром?
- Раскованность, постепенный рост уверенности в себе, в своих возможностях. Можно ли это считать «побочными» эффектами? Театральные занятия помогают раскрыть индивидуальность ребенка, в первую очередь, для него самого. Но для этого детей надо хвалить и поощрять, причем делать это не абстрактно: «Ты – молодец», а конкретно, говорить о достижениях: «Сегодня ты придумал отличную историю. Ты был собран и внимателен. Ты первый поздоровался с ребятами. Ты убрал за собой реквизит». И так далее».
Современные дети жалуются на скуку. Увы, это так! Ребята сами понимают, осознают изнуряющую зависимость от компьютера, планшета. Человеку нужен человек. Вот театральная студия и дает эту возможность – переживания душевной близости с другим человеком. В студии ребята находят себе приятелей, друзей.

- А встречаются детки, которых не «трогает» театр?

- Я таких ребят не встречал. Но есть дети, душа которых еще дремлет, их эстетическое чувство малоразвито. Играть в театр – прекрасно для каждого ребенка. Другое дело, игра на сцене. Это, конечно, не для всех. Помните, в юности мы проходили тесты на профориентацию? Есть известная классификация типов профессий: человек – человек, человек – знак и так далее. Так вот, человек, которому ближе мир техники, конечно, не будет рваться на сцену. Он предпочтет изучать какой-то механизм, и это будет для него лучшим занятием. Но невозможно отменить душевную и физическую потребность играть. Постигать мир в игре, изучать его, исследовать, наслаждаться возможностями, которые дает свободная, увлеченная игра.
Ко мне в студию для самых маленьких приходит чудесная девочка и говорит: «Со мной дома мало играют». У нее прекрасные родители, и я уверен, что они играют, занимаются со своей дочкой. Но ей этого недостаточно. Она нравится придумывать, она воображала – в прекрасном смысле этого слова. Она создает новые миры. Где же еще реализовывать эту потребность, как не в театральной студии?
В занятиях с детьми постарше, со школьниками, есть свои особенности. Мы говорим ребятам о дисциплине, о труде. Если мы выходим на сцену – нужно много репетировать, нужно заниматься речью, пластикой, учиться взаимодействовать с партнером, импровизировать. И все равно игра остается ключевым понятием.

akterskoe-masterstvo-dlya-detej.jpg

- Насколько важны для детей успехи, признание? Что может им предложить в этом отношении театральная студия?

- Достижениями детей гордятся родители. Успех ребенка в каком-то деле – это плюс к родительской самооценке. А что имеет значение для детей… Конечно, им нравится, когда после спектакля им хлопают, все люди – большие и маленькие - испытывают удовольствие от внимания и доброго отношения к себе. Но еще важнее – любовь. Все мы хотим знать и чувствовать, что любимы, что нас принимают и ценят без оговорок. Это и есть самое важное. Любовь – это и метод, и цель развития ребенка.
Назад к списку статей
Текст: Татьяна Хейфец
Фото:
Видео:

Комментарии

Пока комментарии отсутствуют, но Вы можете стать первым

Вам необходимо
зарегистрироваться или авторизоваться
Запомнить меня
Напомнить пароль